Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д).

Категории социально незащищённых детей:
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей,
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях,
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии,
  • Дети-жертвы насилия.

Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

            Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

            - утомленный, сонный вид,

            - санитарно-гигиеническая запущенность,

            - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,

            - неумеренный аппетит,

            - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии,

            - привлечение внимания любым способом,

            - чрезмерная потребность в ласке,

            - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,

            - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками,

            - трудности в обучении.

            В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

            - в боязливости ребенка,

            - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,

            - в сосании пальца, раскачивании,

            - в боязни идти домой,

            - в жестоком обращении с животными,

            - в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог  - психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  2. Жилищные и материальные условия.
  3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

- доброжелательная,

- неустойчивая,

- равнодушная,

- гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

- здоровье детей;

- развитие умственных способностей;

-  художественных способностей;

-  нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

- сверхопекающее;

- ровное, заботливое;

- равнодушное;

- подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

- систематическое;

- нерегулярное;

- полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

- положительное;

- равнодушное;

- негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

- систематическое;

- эпизодическое;

- отсутствие взаимодействия.

Понятие «неблагополучная» семья.

Семья считается неблагополучной, если родители:

- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

- отрицательно влияют на их поведение;

- жестоко обращаются со своими детьми;

- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей.
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями.
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями.
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем.
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

На что стоит обратить внимание:
  • Утомленный, сонный вид,
  • Санитарно-гигиеническая запущенность,
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания,
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков,
  • Боязнь идти домой,
  • Жестокое обращении с животными,
  • Стремление скрыть причину травм.

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей,
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей,
  • отрицательно влияют на их поведение,
  • жестоко обращаются с детьми,
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни,
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей.

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом  детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей.
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями.
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями.
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем.
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие. 

    Отдел социальной помощи и поддержки населения

    ЗАПОРОЖЦЕВА

    Екатерина Юрьевна

    Руководитель отдела

    201г

    56-66-87

    Заместитель руководителя отдела

    201г

    56-66-87

    МИТЮШИНА 

    Елена Павловна

    Главный специалист

    201а

    56-66-43

    ПАНОВА 

    Людмила Сергеевна

    Главный специалист

    201а

    56-66-43

    МОЛОСТОВА
    Арина Георгиевна
     Ведущий специалист 201а  56-66-43
      

    МИРОНОВА
    Людмила Павловна

     Ведущий специалист

     201а

     

    56-66-43

    ПОЛТАВЦЕВА
    Людмила Васильевна
     Главный специалист 201ж  56-66-71

    ПОЛЯКОВА

    Юлия Викторовна

    Главный специалист 201ж 56-66-71
     Ведущий специалист  201ж  56-66-71
    КОНДРАТЕНКО
    Татьяна Олеговна
     Ведущий специалист 201ж 56-19-98
     БИКЕТОВА
    Виктория Михайловна
     

    Главный специалист

    201д 56-19-98
    САВИЧЕВА
    Светлана Борисовна
     Ведущий специалист 201д 56-19-98
     ЗАГОРУЛЬКО
    Ольга Александровна
     Главный специалист 201в

    56-49-82

     САРАНА
    Людмила Владимировна
     Главный специалист 201в 56-49-82
     ПОГОСЯН
    Арусяк Кареновна
     Ведущий специалист 201е 56-19-98

    КОЗУРКИНА
    Анна Николаевна

    Ведущий специалист

    201е

    56-19-98

    КРАЮШКИН
    Олег Сергеевич

    Главный специалист

    410

    56-21-35

  • Отдел опеки и попечительства

    Телефон предварительной записи: 56-55-91

    ЕРОШЕНКО

     Надежда Николаевна

    Руководитель отдела

    106

    56-55-91

    ГРАКОВА

    Ксения Алексеевна

    Ведущий специалист

    106

    56-55-91

     

    ЗЮЗЮКИНА

    Валентина Васильевна

     

    Ведущий специалист

    106   56-55-91

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie